storm100 (storm100) wrote,
storm100
storm100

Categories:

Административно-партийная система.

Как выборы закрепили новый тип российских партий



© Алексей Меринов


Системные партии могут быть сколь угодно договороспособными, но у них все равно есть свой избиратель и минимальная автономия и субъектность. Для них президентская администрация – это про общие правила игры. А вот административные партии спущены избирателям сверху, заточены под конкретные задачи и абсолютно зависимы от Кремля. Для них президентская администрация – это не кураторы, а начальство


Плотное администрирование выборов в Госдуму принесло ожидаемые результаты: «Единая Россия» получила заветное конституционное большинство, а Кремль подтвердил свой контроль над нижней палатой парламента. Казалось бы, принципиально ничего не изменилось, но в действительности нынешняя кампания стала важным этапом в большой трансформации российской власти, запущенной в 2020 году вместе с конституционной реформой. На этот раз перемены затронули партийное поле.


Двойное наступление

Если раньше партии в России делились на системные и внесистемные, то на этих выборах сформировался новый тип – административные. Они напрямую контролируются из администрации президента и должны заполнять партийное пространство на фоне ослабевающей «Единой России».

За последний год перемены в партийной системе России шли по двум направлениям. Первое – разгром внесистемной оппозиции. Официально в России и раньше не было внесистемных партий, но связанные с Навальным структуры создавали политический полюс притяжения, радикализуя часть регионального актива системных партий.

Это было хорошо заметно на прошлогодних региональных выборах, когда сотрудничество некоторых представителей системных партий со сторонниками Навального привело к победам на муниципальном уровне. Теперь этого полюса нет, хотя сама по себе региональная «радикализация» (рост реальной оппозиционности регионального актива) никуда не делась.

Второе направление – это попытки президентской администрации сделать системное поле еще более системным. То есть окончательно сломить фронду КПРФ и ЛДПР, осмелевших после нескольких побед на губернаторских выборах в 2018 году. В 2020 году это привело к посадке одного из тогдашних победителей – Сергея Фургала в Хабаровском крае. Защищавшей его поначалу ЛДПР пришлось отказаться от всяких амбиций и прекратить любые попытки переиграть Кремль.

У других системных партий дела тоже складывались не лучшим образом. «Яблоко» добило само себя противостоянием с Навальным и его сторонниками. «Справедливую Россию» объединили с административными партиями «Патриоты России» и «За правду» Захара Прилепина.

А вот с КПРФ возникло больше всего вопросов. Партия демонстрировала готовность оставаться в конструктивном поле, но отказывалась согласовывать каждый свой шаг с кураторами внутренней политики. Показательное снятие Павла Грудинина и последовавшая за этим разгромная медиакампания против коммунистов обострили отношения партии с властью. Сегодня КПРФ нахваливает «умное голосование», грозит Кремлю массовыми протестами и в целом резко ужесточает риторику.

Все это делает проблему КПРФ одной из главных интриг следующего сезона: как далеко зайдет ее конфликт с Кремлем? От усугубления кризиса КПРФ могут спасти только две вещи – или массовый протест, который укрепит позиции партии в торге с властью (сегодня это кажется вряд ли возможным), или заступничество лично Путина с его привязанностью к старой партийной системе. В этом плане важно, кто станет следующим спикером Госдумы – в прошлом созыве роль арбитра между КПРФ и президентской администрацией довольно успешно играл Вячеслав Володин.


Кураторы или начальники

Громя несистемную и зажимая системную оппозицию, Кремль сделал ставку на усиление административных партий – тех, которые, по сути, напрямую управляются кураторами внутренней политики. Партии эти – синтетические и инструментальные. Среди них – «Новые люди», Партия пенсионеров, «Зеленая альтернатива», «Гражданская платформа», «Коммунисты России». В Госдуму прошли только «Новые люди»; Партия пенсионеров набрала почти 3%, остальные – на уровне 1% и ниже.

Сравнительный успех «Новых людей» не стоит недооценивать. Маргинальные партии-спойлеры в России существуют давно – например, чтобы отбирать голоса у КПРФ. Но те редкие случаи, когда они набирали достаточно популярности, чтобы пройти в Госдуму, заканчивались конфликтами.

Тут можно вспомнить блок «Родина», чье попадание в Думу в 2003 году почти сразу обернулось реальным противостоянием с Кремлем, что привело к разгрому партии в 2005 году. Появление «Справедливой России» тоже было своеобразной попыткой создать «вторую ногу» для власти, но единственным залогом ее успеха была личная близость Сергея Миронова к Путину. Это мешает превратить партию в чисто административную, но при этом не позволяет ей уйти в реальную оппозицию.

Однако ни «Родина» образца 2003 года, ни «Справедливая Россия» не были чисто административными партиями. Обе строились с участием сложившихся политиков с опытом, собственными взглядами и амбициями.

Появление «Новых людей» в Госдуме – это серьезная заявка на формирование провластной административной парламентской партии с умеренным либеральным образом. И эта заявка угрожает одновременно и особому положению «Единой России», которая привыкла к монополии на провластность, и системной оппозиции – ведь предыдущие кураторы внутренней политики предпочитали договариваться с системными партиями и не пытались подменить их синтетическими образованиями.

Ставка на административные партии может также добавить конфликтов в президентском окружении. Консервативная силовая часть элиты, скорее всего, отнесется к подобным играм с недоверием и опаской. Прохождение «Новых людей» в Госдуму вызовет раздражение и у «Единой России».

Тут может показаться, что никакой существенной разницы между административными и системными партиями нет. И те и другие разделяют фундаментальные приоритеты нынешней власти, не критикуют президента и не решаются идти против режима в целом. Тем не менее разница между ними есть.

Системные партии могут быть сколь угодно договороспособными, но у них все равно есть свой избиратель, минимальная автономия и субъектность в политической жизни. Для них президентская администрация – это про общие правила игры, про рамки работы с избирателями. А вот административные партии спущены избирателям сверху, заточены под конкретные задачи и абсолютно зависимы от Кремля. Для них президентская администрация – это не кураторы, а начальство. И в Госдуме они отрабатывают заранее согласованную повестку, представляя там президентскую администрацию, а не избирателей.

В этом – главная новость нынешней кампании. За разгромом внесистемной оппозиции последовало притеснение системной, которой Кремль теперь не оставляет выбора. Она должна либо двигаться в сторону полного подчинения президентской администрации, либо рисковать повторить судьбу внесистемной оппозиции.



Татьяна Становая
Российская идеология
20.09.2021


*

Итак, итоги.


Сразу подчеркну, что речь не идет о выборах. То, что происходило до 20 сентября включительно - это “администрирование” заранее спланированного результата в рамках допустимой вилки. Получилось лучше лучших ожиданий.

“Единая Россия” получила гораздо больше ожидаемого “максимума” (“потолком” называли примерно 302 мандата). У системы, как и ожидалось, сработал рефлекс на максимизацию, уровень контроля над ситуацией был очень высокий, сопротивление “среды” - низкое. Проблема этого результата в том, что ему не верит не только народ (та самая совершенно не нужная Кремлю легитимность), но и элиты. Конституционное большинство организовали, а не получали.

КПРФ “жахнула”, и хотя, получила заметно меньше того, что видимо реально имеет, на сегодня быстро дрейфует в сторону несистемности. Возникает острая проблема для Кремля - конфликтная фракция в ГД. Очень многое будет зависеть от того, кто окажется спикером - он станет один из главных медиаторов (Володин, кстати, с этим неплохо справлялся). Кураторы в АП очень хотели бы коммунистов “приструнить” (прямо скажем, вплоть до разгрома), но Путину переформатирования системного поля совсем не хочется. Поэтому КПРФ, видимо, будет пытаться оставаться приемлемой для президента, но продолжит тестировать терпение “кураторов”. Исходя из сложившейся реальности, перевес силы пока на стороне власти, (вспомним, как разделали под орех всех “несогласных” среди депутатов в начале 2012 года). Вероятно, только массовые протест может изменить ситуацию (см. Пункт 6). Не исключаю и личного вмешательства Путина (в попытке помирить Зюганова и АП).

ЛДПР и “Справедливая Россия - за Правду” - на нынешних выборах - партии массовки с почти одинаковым результатом в 7%. Не уверена, что АП очень хочет видеть Прилепина в Думе (будут искать, “мирное русло”, чтобы направить его энергию подальше от внутренней политики). Что будет с “СР”, никого, кроме Сергея Миронова и его спонсоров, больше не волнует.

“Новые люди” в Госдуме. Это, конечно, немыслимая дерзость со стороны “кураторов”. Насколько я себе представляю, изначально проект не очень понравился президенту - мутные авантюристы с замашками на Навального. Вероятно, отмашка была примерно следующая - ну пусть участвуют, а там видно будет. Поэтому пришлось накачивать - прежде всего, чтобы продать проект в более “легитимном” виде самому Путину. Получилось. Но особой теплоты к НД со стороны президента ждать не стоит. Плюс, подобные игры вряд ли вдохновляют силовую часть элиты, не говоря уже о самой “Единой России”. Можно не сомневаться, что к Путину потекли реки “жалоб” на опасные игры против фундаментальной конструкции режима.

Голосование по одномандатным округам - самая комфортная процедура для власти в условиях конкуренции. ЕР выиграла в рекордных 199 округах с помощью многочисленных “костылей” - ДЭГ в Москве, мобилизация “конформистов” и зависимых, ну и “корректировки” (политкорректный способ говорить о фальсификациях), как нынче это модно называть.

Голосование в округах спасло конституционное большинство, а значит появляется соблазн “подкрутить” избирательную систему в пользу мажоритарной системы к 2026.

Протестов не будет. Никаких особых ожиданий у населения от этих выборов не было: ждали фальсификаций, получили. Реальная оппозиция разрозненна/разгромлена. Верить больше некому, лучше дайте еще денег - таковы настояния. Ну а за коммунистами идти готовы далеко не все.

Умное голосование показало, что против лома нет приема. Команда Навального распадется, единства в протестном движении все меньше.



Stanovaya Тяга
Sep 20 at 16:25




Tags: "ЗАПОВЕДНИК", "Особое мнение", "Судороги империи", Обнуляндия, СТРАНА АБСУРДА, Хроника распада страны..., ЧЕКИЗМ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments