storm100 (storm100) wrote,
storm100
storm100

Category:

Познавайте мир!

​«Всё, что мне известно о природе человека, я узнал в процессе познания самого себя»
А.П. Чехов


ET_IYRXXkAAzXWA


Мы часто слышим - «когнитивные способности», «когнитивный диссонанс».

А что это такое - когнитивный?

Это термин из теории познания, которая вместе с онтологией образует «ядро» любой философской системы.

Если мы строим онтологию (самое полное, фундаментальное представление о мире), нам просто необходимо предварить ее теорией познания, которая отвечает на вопросы - «что мы можем знать в принципе?» и «как узнавать?». Проще говоря - прежде чем что-то исследовать, неплохо бы задуматься, сможем ли мы этого сделать и какими способами.

Теория познания и рождает все философские сомнения. И там, где обыватель констатирует, что «море синее», философствующий субъект непременно спрашивает себя - а верно ли, что оно синее? почему я так считаю? не кажется ли мне это? бывает ли море другим?

От теории познания можно говорить бесконечно (и я уже не раз говорила) - в ней было и есть множество направлений и течений, иногда диаметральных, антагонистических в своих взглядах на возможность познания. Теория познания следует принципу сомнения и относительно себя самой, поэтому допускает разные взгляды на познание - тем и хороша.

Но сегодня только о «когнитивном». Когнитивный - это «познавательный», «относящийся к процессам познания». А значит - и к нашему сознанию, поскольку поскольку последнее всегда в познании участвует, и в опытном тоже.

Наше «когнитивное», оно же «познавательное», от многого зависит - от природных способностей, от телесных особенностей, от воспитания, образования и предыдущего опыта, от памяти и даже языка, на котором мы говорим. Поэтому когнитивное у всех сильно различается - кто-то с легкостью познаёт мир, ищет новое и принимает его; кому-то познание даётся с бОльшим трудом, а сам человек не очень стремится к познанию.

Да, это неравенство - природное и социальное, оно принципиально и неустранимо. Но когнитивное в себе можно развивать - учиться и набираться опыта, узнавать новое, широко распахнуть глаза на мир. Существуют и специальные методики развития «когнитивного», целые частные науки о том, как оно устроено, и как сделать его более эффективным.

Но даже если вы изо всех сил не желаете познавать новое, если вы последовательный сторонник того, что знать нужно, как можно меньше, от вашего познавательного вам не избавиться. Кант, Гуссерль, другие великие специалисты в теории познании давно показали - неотъемлемым свойством человеческого ума является направленность на какой-либо объект познания в каждый момент времени. Наше сознание всегда о чем-от размышляет, а значит - это что-то познаёт. Даже когда спит.

Так что все мы «когнитивные-когнитивные», хотим мы того или не хотим. Мы просто обречены на познание, поэтому имеет смысл делать его как можно более адекватным реальности.

Теперь все просто. Когнитивные способности - это способности к познанию. Когнитивный диссонанс (от dissonantia - отсутствие слаженности, единства, гармонии) - это когда нам некомфортно от нового знания, когда оно не согласуется с уже известным нам, вступает в конфликт с ним.

Вот, собственно, и все, если коротко. Познавайте мир - и себя тоже!



Популярная философия


Tags: ЛикбеЗ, ФилософскоЭ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo veldyaksov 11:45, вчера 6
Buy for 20 tokens
Обычно мы следим за показателем выручки, прибыли. Но выручка — это не цель, а следствие других параметров. Выручка = количество клиентов ​* средний чек А количество клиентов = количество обращений * конверсию в продажу И так далее. Пример: магазин с одеждой в торговом…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments