storm100 (storm100) wrote,
storm100
storm100

Categories:

​​​​Математика создана не для подсчета денег

Почему появляется научное знание? Науки? А прекрасное? Искусства?



Квентин Массейс. Менялы, 1514. Лувр, Париж, Франция


Все знают историю про Архимеда, сумевшего решить задачку по приказу царя Гиерона. И читали в школьных учебниках что-то вроде - «геометрия и астрономиях возникли из нужд земледелия», «паровая машина появилась, потому что сложились необходимые социально-экономические условия».

Всегда смеюсь, когда читаю такое.

Да, социальное, конечно, влияет на науки и искусства, и время влияет - ведь нельзя изобрести велосипед раньше колёса. Наверное, нельзя. И есть общественные потребности, которые иногда удовлетворяют имени хорошие умы.

Но, нужда, практическая польза вовсе не являются причиной появления нового знания. Тем более, не являются причиной создания произведений искусства, прекрасного.

И очень часто высокое научное знание практически не полезно - во всяком случае, на первом этапе своего существования. Что толку нам знать, как устроена Вселенная? Какая польза от знания того, как появилась жизнь на Земле? Можно приятно и удобно жить без этого. А картины человеку зачем? Музыка? Литература? Ни съесть, ни выпить

Новое знание во все времена создаётся потому, что кому-то было интересно что-то узнать. Потому что нашёлся человек, которому не давала покоя какая-то задача. Потому что этот человек был устроен так, что не мог задачи не решать. Другое дело, что решенная задача потом может лечь в основу паровоза или электрического чайника - а может и не лечь. Но математика создавалась не для подсчета денег и не ради нужд земледелия.

Тем более - искусство. Конечно, художник хочет продавать свои картины. Но художником он становится потому, что не может не рисовать. А композитор сочиняет музыку не для того, чтобы кому-то было лучше переваривать пищу под музыку.

Все новое - умное ли, прекрасное ли - создаётся потому, что у людей есть жажда знаний и жажда прекрасного. У некоторых людей. И они не могут их не реализовывать. Это неотъемлемое свойство их ума - или души, если хотите.

Эти люди называются творцами. Они могут и «на заказ» что-то сделать, конечно. Но создают не потому (не только потому), что на это поступил заказ.

Это не отменяет этической и практической подоплеки научных открытий - когда любящий химию хочет изобрести лекарство, а любящий биологию - вывести новую породу скота. Но не этим он движим изначально.

А есть ещё и способности, таланты. Я могу стремиться создать прекрасную музыку, но у меня это может не получиться.

Итак, умное и прекрасное создаются не из практических соображений. Они необходимы не потому что с их помощью можно узнать, украл ли кто-то золото, когда делал корону, или ими можно прикрыть пятно на стене. Они необходимы для интеллектуального и эстетического наслаждения сначала творца, а уж потом - других людей.

Науки и искусства возникают не ради пользы, а ради истины и красоты. И создаются теми, кто к этому не может не стремиться и кто может их создать (талант!).

Есть ещё одна деталь. Нет ничего практичнее хорошей теории. Эйнштейну было интересно устройство Вселенной, а из этого выросло множество технологий. Но, как правило, практическая польза от очень умного появляется спустя время, иногда очень значительное. А технологии создаются не теми, кто создал основополагающее для них научное знание.

Да, самыми дорогими являются превосходные картины. Но творчество связано с пользой отдаленно и опосредованно.

Вот, собственно, и все.



Популярная философия


Tags: РазмышлизМЫ, ФилософскоЭ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments