storm100 (storm100) wrote,
storm100
storm100

Categories:

Конституция имени Путина: больше, чем обнуление

Переписанная по инициативе Путина Конституция является закрепленным в Основном законе итогом всего 20-летнего правления этого человека.



© Алексей Меринов


Эта Конституция для Путина и про Путина. И просуществует она ровно столько, сколько продержится авторитарная власть Путина

2 июля 2020 года в 10 утра по московскому времени ЦИК России сообщила, что подсчитаны все 100% протоколов с избирательных участков и подведены итоги электронного голосования. Это, конечно, самый быстрый подсчет самого длинного голосования. По данным ЦИК, за 7 дней электорального марафона (с 25 июня по 1 июля) «за» поправки проголосовали 77,92%. Кажется, это рекордный «одобрямс» за все 29 лет существования Российской Федерации. Нарисовали от души! Насколько эта цифра соответствует реальному результату «народного голосования», мы, конечно, узнаем, но не так скоро.

Тем не менее, Путин уже подписал Указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками», которые вступили в силу 4 июля 2020 г.


Всем поправкам поправка

Пока поправки писались и принимались, в обществе обсуждали в основном самые одиозные из них: про память предков, передавших нам веру в Бога, про брак как союз мужчины и женщины, про государствообразующий народ и про защиту не нуждающихся в защите истории, культуры и языка.

В оппозиционной же среде пришли к консенсусу, что все многочисленные поправки всего лишь камуфляж для одной единственной, обнуляющей все предыдущие сроки Путина, для той, которая позволит ему избираться президентом после 2024 года еще на 2 срока по 6 лет, то есть почти бесконечно, учитывая конечность и среднюю продолжительность человеческой жизни.

Но так ли это на самом деле? Может быть, цель переписывания Конституции гораздо глобальнее? Думаю, мало кто прочитал весь Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» и разобрался, как он изменил нашу Конституцию. Хотя в его названии написано «о поправке» (одной) и на «народное голосование» был выставлен всего один вопрос: «Вы одобряете изменения в Конституцию?», на самом деле Закон N1-ФКЗ под видом одной поправки внес в Конституцию 206 поправок, изменил содержание 41 статьи и вписал 5 новых статей в Основной закон Российской Федерации. Неужели все это сделали только для камуфляжа? Сомневаюсь. В сущности, под видом «поправки» мы получили почти что новую Конституцию.

Конечно, власть в России устроена так, что от народной воли не зависело принятие этой многосоставной «поправки». Но уж разобраться, какие изменения теперь нас ждут, что теперь представляет собой наша Конституция, мы можем.


«Федеральные территории»

В обновленной Конституции появились новые понятия, причем, что они означают, не разъясняется ни в законе «О поправке к Конституции», ни в тексте самой Конституции.

В главе 3 «Федеративное устройство», в статье 67 появился такой абзац: «На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом».

До сих пор в России не было никаких федеральных территорий. В главе 1, «Основы конституционного строя», в 1 ч. 5 статьи говорится: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации». Никакие федеральные территории основы конституционного строя не предусматривают.

Но на одном из ⁠заседаний рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию глава Тульской областной думы Сергей Харитонов предложил внести в Конституцию поправку о том, что в России могут быть созданы «федеральные территории, не входящие в состав территорий субъектов РФ». Определение этому парламентарий не предложил, ограничившись описанием: по его словам, это может быть обусловлено вопросами безопасности, экологии или экономики. В качестве примера таких стратегических земель Харитонов назвал озеро Байкал, Кавказские минеральные воды и космодром Восточный.

⁠Тамара Морщакова, судья Конституционного суда РФ ⁠в отставке, комментируя инициативу тульского депутата, сказала: «Нужно понимать, о чем мы говорим. Это статус субъекта или это изъятие территории из ведения субъекта и передача ее непосредственно в федеральное ведение. В законодательстве нет такого понятия “федеральные территории”. Иначе как, как бы это повежливее сказать, территории императора, находящиеся в его личном управлении, и не назовешь. Это как Ватикан, отдельное государство в государстве».

Но понимания так и не ⁠случилось, и в Конституции появился «кот в мешке»: согласно ч.1 ст. ⁠67, некий федеральный закон (пока не существующий) может создавать на ⁠территории РФ какие-то «федеральные территории», то ли ⁠забирая их у регионов, то ли создавая на землях, которые ранее в состав РФ не входили. Органы «публичной власти» на таких территориях будут созданы в особом порядке тем же еще ненаписанным федеральным законом, то есть, вероятнее всего, они будут управляться напрямую из федерального центра. Получается, в Конституцию внесли статьи «на вырост» – обозначили термины, которые пополнятся содержанием когда-нибудь потом, и каким будет это содержание, можно только гадать.


«Публичная власть»

«Организация публичной власти» – это выражение появилось как в ч.1 ст. 67, так и в ст. 71, где теперь говорится, что «в ведении Российской Федерации находятся… организация публичной власти». Более того, сам закон о поправке к Конституции называется «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Следовательно, это новшество является важным для инициатора поправок.

В декабре 2019 года на встрече с руководством Федерального собрания Путин сказал, что «у нас должна быть создана единая система публичной власти».

В 1 главе Конституции такого термина не было и нет. О власти там говорится, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы всех ветвей власти самостоятельны; в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, не входящее в систему органов государственной власти. То есть нет никакой «публичной власти».

Профессор права НИУ ВШЭ Илья Шаблинский, комментируя заявление Путина, пояснил: «По факту единая система публичной власти уже есть, фактически федеративное управление сведено к минимуму. Еще более унитарным наше государство представить трудно, только если прописать это в Конституции».

Вот и прописали. Причем окольным путем и без каких-либо пояснений.

Хотя нет, пояснение все же есть, но в главе 8 «Местное самоуправление». Во внесенной законом о поправке ч.3 ст.132 говорится: «Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

При этом местное самоуправление практически лишается самостоятельности: «Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом» (ст.131, ч.1.1).

Елена Лукьянова, профессор кафедры конституционного и административного права НИУ «Высшая школа экономики», считает, что эти поправки уничтожают местное самоуправление, которое является основой низовой демократии.

«Провозглашение тезиса о “единой публичной власти” – это обманка, терминологические игры. И государственная, и муниципальная власти – публичные. Но при этом вторая независима от первой. Теперь же, объединяя их, пытаются МСУ встроить в единую систему государственной власти», – комментирует юрист-конституционалист Лукьянова изменения, внесенные в 8 главу Конституции.


Госсовет

В поправленной Конституции в статье 83, описывающей деятельность президента, появился пункт е.5, который звучит так: «формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом».

В сущности, эта поправка вводит новый орган власти, не предусмотренный 1 главой Конституции, где представлен закрытый перечень институтов, осуществляющих государственную власть («Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации»). При этом полномочия этого органа дублируют полномочия президента и парламента, но в отличие от последних, закон, определяющий его статус, еще не написан, то есть это еще один «кот в мешке», истинные функции которого пока не известны.

По мнению Елены Лукьяновой, Госсовет станет еще одним президентским органом, «в который, вероятно, войдут, помимо президента и премьера, руководители палат Федерального собрания и ключевые силовики, образуя своего рода “старшее правительство”»..


Вертикаль де юре

Поправок внесено в Конституцию так много, что в них не просто разобраться даже специалистам по конституционному праву. Изменениям подверглись все главы (с 3 по 8), в которые в принципе можно вносить поправки.1 глава «Основы конституционного строя», 2 глава «Права и свободы человека» и 9 глава «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» – являются особо охраняемыми частями Конституции, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Их изменение требует созыва Конституционного Собрания, которое либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции (ст. 135 Конституции РФ).

Изменения, внесенные поправками, очень разные, от совершенно незначительных до меняющих основы конституционного строя (что запрещено самой Конституцией РФ). Сделано это, безусловно, нарочно, чтобы за массой пустых, малозначимых и популистских поправок, больше похожих на лозунги с демонстрации «трудящихся СССР», скрыть то, ради чего вся эта конституционная вакханалия затевалась: и это не только «обнуление» предыдущих президентских сроков Путина (ч.3.1 ст.81), но и многое другое, что, как заложенные на поле мины, сработает не сразу, но последствия этого будут разрушительными для государства.

Выше я уже писала об идее Путина о «создании единой системы публичной власти». Фактически, она уже создана, теперь же закреплена в Конституции разбросанными по всему ее «телу» изменениями, которые де юре отменяют разделение трех ветвей государственной власти, делают ранее независимое местное самоуправление частью государственной власти, перераспределяют полномочия всех ветвей власти в пользу президента, создают дублирующий институт президента орган (Госсовет). То есть в России, наконец, выросла пресловутая путинская вертикаль власти, и она полностью подчинена одному человеку – Путину В.В.


«Мины замедленного действия»

Но помимо этих поправок в Конституции появились и другие, тоже крайне опасные своей пока дремлющей взрывной силой. И они написаны «на вырост», предоставляя Путину возможность действовать «по закону», нарушая при этом нормы международного права и собственно права человека.

В статье 69 появилась часть 3: «Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности».

Что это как не повод для вмешательства в суверенитет других стран и индульгенция на аннексию чужих территорий? Такими же словами оправдывался Путин, захватывая Крым и начиная «анонимную» войну на Донбассе, этими же соображениями без малого 100 лет назад оправдывался Гитлер, захватывая Судеты. Захватнические войны всегда прикрываются патриотическими фразами и лозунгами о защите тех, кто в ней не нуждается.

Дополнение в статью 79: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации» – это прямой отказ от международных обязательств и в потенциале выход из международного правового поля, превращение в страну-изгоя. Кроме того, в отсутствии независимой судебной системы в самой России это отнимает у россиян последнюю возможность отстоять справедливость и законность в судебном порядке.

Внесенное в статью 67 дополнение: «Действия… направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются» – приведет к уголовному преследованию за любое высказывание о самоопределении, хотя такие мысли и высказывания неизбежны в стране, которая является крупным осколком многонациональной империи.

А это фраза из новой статьи 67.1: «Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается». Собственно, статья 67.1 – самая шизофреническая поправка к Конституции, в которую понапихали и Бога, и забывчивых предков, и неприкосновенных защитников Отечества, и защиту исторической правды, и детей, и активы СССР на территории иностранных государств, но конкретно эта фраза обязательно обернется новыми уголовными преследованиями «за умаление подвига народа при защите Отечества».

Казалось бы, невинное добавление в пункт м ст. 71 слов: «В ведении Российской Федерации находятся: …обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных» – на самом деле является конституционным закреплением «пакета Яровой», позволяющим вести за гражданами России слежку и прослушку в режиме 24/7 365 дней в году, запрещать сетевые ресурсы, ограничивать или вовсе отключить интернет на территории страны. И все это для «обеспечения безопасности личности, общества и государства».


Резюме

Подводя итог этому небольшому разбору поправок, внесенных в Конституцию РФ, невозможно не признать: переписанная по инициативе Путина Конституция является закрепленным в Основном законе итогом всего 20-летнего правления этого человека. Эта Конституция для Путина и про Путина. И просуществует она ровно столько, сколько продержится авторитарная власть Путина.

Никакого госпереворота с принятием поправок не произошло. Госпереворот уже случился – постепенно, ползучим манером. А сейчас мы получили «окончательную бумажку», его закрепляющую.

Написанный Путиным «Основной закон» страшен, но не тем, что позволяет ему править практически бессрочно, а тем, что позволяет совершать со страной и людьми все, что ему заблагорассудится.

И только одно внушает надежду: изменения, внесенные в Конституцию, неконституционны, они противоречат ее собственным основным постулатам. Поэтому отменить все эти изменения будет легко, главное, дождаться конца путинского правления.



Римма Поляк
6 ИЮЛЯ 2020


Tags: "Особое мнение", "Судороги империи", Великий Пу, Остров Кремль
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Доктор со связями.

    Как Андрей Курпатов любовника в СИЗО отправил 25 ноября Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга оставил под арестом 25-летнего Алексея…

  • Граница бедности на замке!

    Правительство утвердило правила определения границ бедности в России Правительство России утвердило новые правила определения границ…

  • Какие угрозы россияне считают наиболее реальными?

    Ещё немного цифр из опроса Ipsos, но уже касательно России Во-первых, россияне большинство перечисленных в исследовании угроз считают более…

promo zsbooka 21:01, вчера 19
Buy for 20 tokens
По поводу нынешних последних выборов даже писать ничего не хотел – настолько опустела страна в политическом смысле… И дело не только в том, что посадили-таки Навального и обезглавили/запугали весь его электорат (максимально протестный в данный момент), и не только в том, что старые…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments