Два года назад, в разгар истории с блокировкой Telegram, Роскомнадзор неоднократно отсылал в Apple и Google письма с требованием «забанить» Telegram в AppStore и Play Market для российских пользователей.
За два года изменилось многое: в июне Telegram был официально разблокирован на территории России, а за несколько месяцев до этого Дуров проиграл войну с SEC за TON (причём проиграл всухую: SEC, фактически, запретила запускать TON не только в своей юрисдикции — США — а и где бы то ни было на земном шаре, поскольку приложение, в котором работал бы TON (будь то Telegram или отдельное приложение) должно было бы размещаться в AppStore и Play Market — а оба принадлежат американским корпорациям).
Логичный следующий ход, который и был сделан командой Telegram — начало борьбы за возможность легко устанавливать сторонние магазины приложений (зарегистрированные не в США, а, например, на тех же Британских Виргинских островах), через которые, в дальнейшем, можно будет распространять приложения (включая, возможно, возрождённый TON) без оглядки на американские комиссии и суды.
Два вывода:
1). Ситуативный союз Telegram, Apple и Google — завершён. Это нормально, в крупном бизнесе такое бывает, тут нет друзей.
Вряд ли Apple или Google как–то всерьёз переживали за бизнес Telegram и при других обстоятельствах могли и выполнить (назовём вещи своими именами) просьбу русского регулятора. Но именно в тот момент обеим корпорациям, скорее, было важно указать этому самому регулятору на его место.
2). Вполне вероятно, какая–то рамочная договорённость об окончании войны между «Телеграмом» и Роскомнадзором действительно существует, поскольку Павел Дуров явно не переживает, что ходатайствам Роскомнадзора в Apple, назло Павлу, в кои–то веки могут дать ход.
Альтернативные объяснения могут заключаться в том, что:
• либо такие договорённости у Павла есть с Apple и Google. Но, учитывая начатую Дуровым атаку на, по сути, основной бизнес соответствующих подразделений этих компаний, таким договорённостям была бы грош цена;
• либо Дурову совершенно неинтересен русский рынок. На что тоже не похоже, учитывая, что Павел до сих пор периодически ведёт свой русскоязычный канал, а вице–президент Telegram давеча участвовал во встрече с русским премьер–министром; да и капитуляция перед русским регулятором позицию «Телеграма» в переговорах с аналогичными ведомствами других стран ослабила бы.
Конечно же, договорённость между Telegram и РКН, максимум, представляет собой разновидность MoU (о сути таких документов я писал ранее). То есть, по сути, взаимное обещание не ругаться больше в «паблике» и никаких передач ключей (или чего–то подобного).
Договороспособность нового состава ведомства РКН, традиционно, вызывает сомнения. Но при этом нельзя не обратить внимание, что разблокировка мессенджера произошла ровно спустя 3 месяца после назначения нового главы Роскомнадзора. Возможно, что этот самый глава, просто–напросто, занял пост при условии, что ему дадут разобрать ту хрупкую и опасную конструкцию, которую предыдущий руководитель Роскомнадзора построил в попытке побороть Telegram, и забыть её как страшный сон.
Если это так, то, конечно, логично, что ведомство этой боротьбой наелось досыта и возобновлять её не желает. Что, как раз, открывает Дурову возможность спокойно воевать с магазинами приложений.
Написал seoded 11.07.20. в 11:22
*****
IT-орда
Что-то не то начинает происходить с Телеграм.
Было хорошо, когда к Дурову почти не было сущностных вопросов.
Но теперь вопросы появились.
Встревожили следующие наблюдения.
1. Открытый и даже чрезмерный накат Дурова на Facebook.
(где Дуров и где Цукерберг)
2. Провал запуска своей криптовалюты с сопутствующими огромными обязательствами перед инвесторами.
3. Разблокировка (пусть и формальная) Телеграм в России. То есть, по сути, одобрение властями страны.
4. Наезд Дурова уже на Apple и Google (хотя где он и где они).
5. Вице-президент Телеграм бодро и публично выступает перед председателем правительства России и властями поменьше
с почти президентской антиамериканской риторикой.
6. Телеграм расхваливает в своих эфирах и соцсетях не кто-нибудь, а «Russia Today».
В Телеграм нет рекламы и монетизации как для самой сети, так и для пользователей (официально).
На что жить проектам идеолога «цифрового сопротивления» и как поддерживать явно не дешевую соцсеть?
Если ответ: «Деньгами в замен на непубличное сотрудничество с российскими властями», то это будет ОЧЕНЬ большое разочарование. И пока ожидания только неприятные. Сто́ит лишь вспомнить отношение президента к этой сфере.
А IT-орда уже явно седлает своих кибер-коней.
Ладим Ладимыч
Journal information