
При $40-45 за баррель, как обещают оптимисты, Россия обречена в лучшем случае подбираться к 0%, а скорее – к падению ВВП на 1% и более. Напомню, что даже при $60 за баррель экономика России не могла разогнаться выше 1-1,5%.
ФРС США обещает в этом году падение американской экономики на 6,5%, а уровень безработицы к концу года составит 9,3%.
Китай, раньше всех крупных экономик вышедший из карантина, так и не может восстановить значительную часть макроэкономических данных до положительных значений. Так розничные продажи в мае составили -2,8% г/г, (хуже прогноза, который был -2%). Инвестиции в Китае оказались в мае ниже на 6,3% при прогнозе падения на 5,9%.
Большинство европейских крупных экономик Европы закончат год в глубоком минусе. Например, прогноз для Италии – падение ВВП на 8-14%.
Это означает, что восстановление потребление нефти, газа и других сырьевых товаров (например, для России также значим экспорт угля) будет идти очень медленно. Причем низкие цены будут сочетаться для России с сокращением физического объема поставок (по нефти – из-за сделки ОПЕК+, по газу – из-за затоваривания рынка).
В таких условиях падение ВВП РФ за 2020 год вполне может быть двузначным, а восстановление экономики до уровня 2019 года может растянуться на долгие годы – вполне возможно, что только к середине 2020-х. Если же цена нефти не вырастет выше $50-55 за баррель, то наша страна обречена на долгую стагнацию.
Но и эти прогнозы может ухудшить вторая волна Ковида.
Proeconomics
15.06.20. в 19:37
Journal information