storm100 (storm100) wrote,
storm100
storm100

Categories:

Цены на нефть: продажа с приплатой


Фото: ТАСС


Торги 20 апреля на чикагской бирже CME надолго запомнятся и их участникам, и всем, кто следит за нефтяными ценами. Котировки майского фьючерсного контракта на главный американский сорт-маркер WTI всего за пару часов не просто обрушились с 18 долларов за баррель до нуля, но и вышли в отрицательную зону, где и были зафиксированы в момент закрытия торгов на отметке минус 37 долларов 63 цента. Такого обвала нефтяная торговля еще не знала.


Потом, в ходе внебиржевых продаж и покупок цена этого фьючера все-таки выросла до целого доллара, но «осадочек остался». Контракты на июнь, которые будут цитироваться рынком после экспирации майского фьючера 21 апреля, в этот день показывали цену барреля на уровне примерно 21,5 доллара, а действующие июньские фьючеры на маркер Brent — 25,33 доллара. Настораживает только одно: их котировки тоже снижаются, следуя общей «медвежьей» тенденции нынешнего нефтяного рынка.

Про провал 20 апреля еще напишут в учебниках, но домыслов о причинах такого падения котировок уже сейчас очень много. Главной почему-то называют отсутствие свободного места в нефтехранилищах, хотя такой аргумент вызывает вопросы.

Во-первых, в главной «нефтебазе» Соединенных Штатов в Кушинге заполнено лишь 70-75 процентов объема, сливать невостребованную нефть пока есть куда, тем более что власти готовы предоставить для этого и мощности национального стратегического резерва нефти — до 40 миллионов баррелей. Во-вторых, почему такая неприятность случилась всего с одним маркерным сортом нефти, да и то лишь с майскими контрактами, а остальные не обрушились в одночасье?

Проблема здесь более общего характера, и емкость хранилищ — вопрос второстепенный. Дело в отсутствии спроса: нефтеперерабатывающие предприятия не берут нефть в прежних объемах, поскольку самолеты замерли в аэропортах, автомашины припаркованы, суда перестали перевозить прежние объемы грузов, да и страдающая от вируса экономика не требует пластмасс и прочих нефтепродуктов так, как это происходило до пандемии.

Нефть по долгосрочным контрактам потребители еще принимают. Та же Саудовская Аравия отправляет и отправляет в США свою нефть — по 500-600 тысяч баррелей в сутки. Но спотовые партии, предлагаемые трейдерами по всему глобусу, застряли в сотнях танкеров. Чтобы избавиться от этих партий, продавцы не просто предлагают скидки, но даже приплачивают покупателям. Это происходит, кстати, и с российской спотовой нефтью, которую в понедельник пытались реализовать с приплатой.

У «черного понедельника» на чикагской бирже два главных виновника. Это, прежде всего, так называемые «алгоритмы» или «роботы» - программы, которые за миллисекунды принимают решения о покупках и продажах финансовых инструментов, включая нефтяные контракты. Ориентируются они не на физические объемы нефти на рынке, а на цифры: число заявок на покупку или продажу, на такие факторы, как спреды, стоп-лоссы, тейк-профиты (извините за специфическую терминологию) и прочую статистическую дребедень. И регулятор группы CME в виде исключения решил не останавливать торги из-за краха котировок, а разрешить ценам отправиться даже в отрицательную зону. Скорее всего, эксперимент этот повторять не будут.

Второй виновник, мягко говоря, подразумевается. Доказать это невозможно, но наблюдатели имеют основание предположить некоторую роль в происшедшем обычного человеческого фактора. Не исключено, что один или несколько игроков на финансовом рынке решили в конце последней перед экспирацией торговой сессии наказать тех, кто пользуется системой фьючеров для хеджирования своей нефти, страхуя ее от падения цен путем приобретения контрактов по повышенной цене на будущие месяцы. Такие «страхователи», не успевшие избавиться от данных бумаг вовремя, могли сильно пострадать при падении котировок на непредсказуемую глубину.

В числе совсем уже недоказуемых гипотез в ходу и предположение об участии в этой игре администрации США. Ей якобы не понравился недавний телефонный разговор российского президента с его венесуэльским коллегой и Москве был послан сигнал: если вы продолжите поддерживать венесуэльских наркобаронов, то же самое может произойти и с ценами на Urals…

В любом случае нырок не прошел незамеченным. Участники провалившейся сделки ОПЕК+ не могли не заметить, что их решение урезать нефтедобычу на 9,7 млн баррелей в сутки не остановило движение цен вниз, и теперь намереваются собраться снова в мае вместо 10 июня, чтобы обсудить ситуацию. Однако новая встреча будет, судя по всем признакам, больше похожа на поминки по картельному сговору. Если партнеры по ОПЕК+, включая Россию, и будут сокращать добычу, то не в силу каких-то обязательств, а просто потому, что добытую нефть становится некуда девать. «Ценовая война» окончательно пришла на смену партнерскому соглашению.

Даже если каким-то чудом прекратится пандемия и мировая экономика начнет выздоравливать, спрос на энергоносители вряд ли быстро восстановится в довирусных масштабах, а цены продолжат падение и время от времени будут выходить в отрицательную зону.


Михаил Крутихин, партнер RusEnergy
21.04.202013:24



UPD:

Просто к сведению тех, кто не в нефтяной отрасли. Вчера цена барреля российской экспортной смеси Urals была, по данным Reuters, $9.23. Сегодня, по приблизительным расчетам - чуть меньше $12. (Не заглядывайте в графики фьючеров, они не про это).

Посчитаем очень упрощенно и округленно затраты российской компании-экспортера: Они должны включать:

- "себестоимость добычи" (lifting cost) - примерно $4
- расходы на транспортировку - в среднем по России $4.20
- административные и маркетинговые издержки - около $1.50
- фрахт на северо-запад Европы и перевалка - около $2

Получается уже $11.70.

Налоги не считаем (их взимают, начиная с цены $15, а пока в госбюджет ничего не попадает), но компания заплатит потом налог на прибыль, разные региональные и местные сборы и, если продавать будет не сама, комиссионные компании-трейдеру (еще не менее $1).

А откаты? А маржа прибыли? А если промысел новый и инвестиции (капитальные затраты) пока не возмещены?

Как ни считай, а такая торговля - чистый убыток.


Михаил Крутихин
22.04.20.



Tags: "Особое мнение", НЕФТЯНОЕ ПРОКЛЯТИЕ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments