storm100 (storm100) wrote,
storm100
storm100

Category:

Creedence Clearwater Revival: Дебют


Обложка дебютного альбома Creedence Clearwater Revival (1968)

Имеется в виду дебютный альбом группы Creedence Clearwater Revival, потому что сама группа в классическом составе (а другого у неё и не было) до этого существовала почти десять лет. Вчера, подготавливая статью про альбомы, выпущенные в ноябре 1968 года, то есть ровно 50 лет назад, я понял, что немного запоздал. Потому что огромное число наших кумиров именно в 1968 году начали свою деятельность, а ноябрь это уже конец года. Всплеск такой активности, сравнимой с активностью начала 60-х вполне объясним.


Группы начала 60-х вдохновлял недавно появившийся в Америке рок-н-ролл, совершенно свежая струя, по сравнению с джазом, который стал вещью в себе и музыкой не для всех. Группы конца шестидесятых вдохновляли в свою очередь самые передовые коллективы начала шестидесятых, те что не только выжили, но поставили столбы с указателями на разные сказочные и заманчивые дороги, основав с десяток новых направлений, конца которым не было видно в зримой перспективе. Это прежде всего The Beatles, Cream, отчасти The Rolling Stones и The Doors и многие другие, менее известные герои сцены. К тому же в 1967 году состоялось так называемое Лето Любви, состоялось спонтанно и переросло в Фестиваль в Монтеррее, когда стало понятно, что рок представляет из себя массовый вид искусства.

Но это всё лирическое отступление в виде моего взгляда на историю рок-музыки, читателям совсем не обязательно со мной соглашаться, перейдём к героям статьи.

Джон Фогерти, Стюарт Кук и Дуг Клиффорд учились в одной школе, в пригороде Сан-Франциско и играть вместе они начали в 1959 году, когда Джону было всего 14 лет - то есть ещё до Битлз, например. Что не помешало им в этом же году сделать даже профессиональную запись в качестве аккомпанирующего ансамбля для чернокожего певца Джеймса Пауэлла. Название ребята себе тогда взяли в духе времени - The Blue Velvets. У Джона был старший брат - Том Фогерти, который уже поигрывал в полупрофессиональных коллективах по барам и в 1960 году группа уже в классическом составе прокатилась с "гастролями" по уже знакомым Тому точкам. Однако профессионалами друзья не становились и работали параллельно на разных работах, Дуг и Стю учились в колледже, а Джон устроился мелким клерком на студию Fantasy, чтобы иметь возможность по ночам играть на студийном оборудовании. Всё это время ребята без устали, но и без успеха рассылали демо-записи своих композиций (одна из них - Walk on the Water позже войдёт в дебютный альбом). Так продолжалось целых пять лет, до 1966 года, пока Стю и Джона не забрали в армию. Между прочим за период с 1961 по 1966 год группа, которая тогда уже называлась The Golliwogs записала целых семь синглов, но без резонанса. После службы в армии, в 1967 году перед ребятами предстал выбор - продолжать биться лбом об стену в попытке получить-таки признание или разойтись и найти себе постоянную работу. Выбрали первое. Кук продал машину, которую отец подарил ему на получение диплома, сняли коттедж (ту самую Cosmo Factory) и упорно репетировали по много часов в день в режиме строгой экономии - буквально на хлебе и воде. поскольку были все в долгах. Здесь следует подивиться упорству ребят и маниакальной вере в музыку и в собственную звезду.

Упорство было вознаграждено счастливым случаем - будущая продюсерская звезда Голливуда Сол Занц (позже он продюсировал лучшие фильмы Милоша Формана - "Пролетая над гнездом кукушки" и "Амадей") работал с компанией Fantasy и не просто был знаком с мелким клерком компании Джоном Фогерти, а даже приятельствовал с ним. И в один прекрасный момент предложил свои менеджерские услуги, поскольку группа ему определённо нравилась. Он поставил условием смену названия, ребята поскрипели мозгами и придумали название из трёх слов, не имевших отношения друг к другу. Creedence - имя подруги Джона Фогерти, Clearwater - модная в среде хиппи экология, ключевое слово Revival было призвано обозначить цель группы, которая нуждалась в возрождении после восьми лет бесплодных попыток.

Между прочим, за время всех этих попыток и репетиций ребята неоднократно переходили с инструмента на инструмент в поисках лучшего сочетания, а Джон стал вокалистом вместо более опытного Тома, поскольку обладал редким тембром. Он же стал и основным автором музыки. Постоянные упражнения на гитаре привели к тому, что Джон стал с инструментом на ты. Мало того. он стал настраивать гитару не на ми, а на ре - то есть на тон ниже. Именно этим и объясняется узнаваемый звук его сольных проходов - результат необычной настройки, ну и только ему присущей техники.




С новым названием группа перезаписала свой старый сингл Porterville и записала кавер хита пятидесятых годов Suzie Q. Плёнку со второй песней ребята принесли на местную радиостанцию задолго до выхода дебютного альбома. песню стали постоянно крутить на радио, тем самым подготовив публику к появлению нового имени. Альбом начали записывать по настоянию Сола Занца, который понял, что группа созрела. К чести Сола продюсером он стал номинальным, дав ребятам полную свободу действий в студии - в чём они крайне нуждались.

Центральными хитами альбома решили сделать две кавер-версии хитов десятилетней давности, но исполненных с уклоном в модную тогда в Калифорнии психоделику - упомянутую Suzie Q и ещё одну - I Put Spell On You Скримин Джея Хокинса - чернокожего рок-н-ролльщика пятидесятых. Я послушал I Put Spell On You в оригинале, у Джея Хокинса. Его исполнение тоже драматично, но не настолько - у Криденс оно чуть-ли не вышибает слезу, этакий жестокий романс. Притом в оригинале очень скупой аккомпанемент из рваного ритма духовыми. У Криденс он вышел наоборот богатым и вполне соперничает с вокалом по драматизму. Композиция чрезвычайно насыщена гитарным звуком (ритм-гитара Тома Фогерти тоже даёт о себе знать). К тому же постоянное затянутое аккордное крещендо в конце куплета нагнетает ситуацию, песня за счёт этого увеличена в тайминге в два раза, хотя поётся в более быстром темпе, чем оригинал. Но Фогерти добавил продолжительное психоделическое соло. Слушается, тем не менее, совсем не скучно, а очень органично. Конечно версия Криденс выиграла у оригинала (если их сравнивать). Название I Put Spell On You вызывает ассоциацию исключительно с группой, а не с автором.



Creedence Clearwater Revival - I Put A Spell On You


https://www.youtube.com/watch?v=xeXqtzusIU0

Ещё один кавер - Ninety-Nine and a Half (Won’t Do) суол-мена Уилсона Пикетта завершал первую сторону. Это одна из немногих композиций, которую удалось снять на кинокамеру во время выступления Криденс на Вудстоке в августе 1969 года. Время выступления Криденс из-за поплывшего графика пришлось на глубокую ночь после выступления Greatful Dead. Почти вся публика и обслуживающий персонал спали, в итоге ребята выступили при свете прожектора - кто-то сумел заснять хотя бы этот эпизод . Потому что впоследствии многие и не знали. что Криденс выступали на Вудстоке.


Creedence Clearwater R - Ninety-Nine And A Half (Won't Do) - Woodstock '69 HD New!!!!!! LIVE



https://www.youtube.com/watch?v=VJyxsPG69eI

Открывала вторую сторону композиция Get Down Woman - блюз среднего темпа. В целом, если говорить о ставшем знаменитом в последствии стиле Криденс из сплава блюза, рок-н-ролла и кантри, то на этом альбоме обозначены только подходы к нему. Звук тот самый - в том числе за счёт настроя гитары Джона Фогерти, который как раз и настраивал её на тон ниже потому, что считал такой настрой характерным для американской кантри-глубинки. Вокал тоже почти тот же самый, но мотивов того самого развесёлого кантри по-криденсовски пока ещё не много. Альбом вообще звучит довольно минорно.

Get Down Woman - Creedence Clearwater Revival



https://www.youtube.com/watch?v=bj9jNjsswaU

На второй стороне были исключительно работы Криденс. В том числе перезаписанные старые синглы Porterville и Walk on Water. Сразу видно, что обе эти композиции из сильно раннего периода, ещё из репертуара The Golliwogs. Не имеют они той бурной энергетики, которая станет очень скоро присуща практически всем работам группы. Всего на пластинке восемь композиций. Я не назвал ещё Working Man c первой стороны и Gloomy со второй. На альбоме больше уклон в психоделику, чем в кантри. Оно и понятно - группа калифорнийская, 1967-1968 годы на западном побережье проходили целиком под знаком хиппи-культуры. Скажем та же Gloomy психоделическая вещь, правда целиком гитарная. Эффект достигается сменой ритма по ходу пьесы, применением обратного гитарного звука в соло на фоне обычной ритм-секции, вокальной модуляцией и небольшими студийными спецэффектами - что в общем-то тоже не очень характерно для группы. К психоделике они вернулись затем по-моему только один раз на альбоме Pendulum (1970) в инструментальной композиции Rude Awakening.


Gloomy - Creedence Clearwater Revival



https://www.youtube.com/watch?v=mGRcslkuDts


Дебютный альбом был записан за неделю и за 5000 долларов. Песни записывали быстро, с двух-трёх дублей. Альбом вышел в июле 1968 года и успех имел относительный. По сравнению с прошлым холостым ходом группы это был, конечно прорыв, поскольку центральный хит альбома Suzie Q синглом занял 11-е место в хит-параде. Второй потенциальный хит I Put Spell On You надежд тогда не оправдал и занял только 58 место. Сейчас это звучит странно, но, наверное, публика ещё не была готова к такого рода музыке. Сам альбом в хит-параде поднимался очень медленно и добрался до 52 места. Что само по себе было совсем не плохо, учитывая, что это был дебют, группу никто не знал, а конкуренция со знаменитостями в то время была сильнее некуда.

Скорее всего первая проба с точки зрения ребят вышла успешной. Менее чем через полгода они записывают второй, уже куда более "свой" альбом. Но об этом в другой статье.






Музыка и Жизнь
11.11.18.



Tags: Истории, Музыкальная пауза....
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Без Буковского

    Память — это то, что он безусловно заслужил Со дня смерти Владимира Буковского прошёл год. Как и всегда в подобных случаях,…

  • Индия окончательно перешла под «военный зонтик» США

    Индия, некогда ключевой союзник России в Азии и крупнейший покупатель российского оружия, окончательно переориентируется на военное…

  • ВОСЕМЬ ДНЕЙ И СТО ЛЕТ

    За последние сто лет три действующих президента США проиграли перевыборы - Герберт Гувер в 1932 году, Джимми Картер в 1980 и Джордж Буш-старший…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments