storm100 (storm100) wrote,
storm100
storm100

Путин – «святой» по внешней политике.

Сложна ли мысль о преимуществах демократии?




Как работает традиционное мышление в России и почему его не надо ругать


Тот, кто читает сейчас эту статью, наверняка не является ее героем. Аналитическими текстами интересуются люди, желающие понять нашу реальность, увидеть какие-то неочевидные факторы, влияющие на жизнь. В каком-то смысле мы занимаемся «игрой в бисер». Удовлетворяем свою потребность размышлять, понимая при этом, что от размышлений-то ничего завтра не изменится. Путинский режим не преобразится, экономика не выйдет из долгой стагнации, коммунальные службы не отремонтируют прорванную трубу, а полиция не найдет украденный велосипед.


Ковер-самолет или савраска?


Человеку модернизированного общества свойственно мыслить абстрактно. И нам иногда кажется, будто свойство это должно быть присуще всем. Отсюда порой проистекает наше недовольство значительной частью населения, которая приросла к «ящику» и просто впитывает ту информацию, которую ей вкладывают в голову. Так ли уж сложно усвоить мысль о преимуществах демократии? Так ли уж сложно понять, что пора выступить против манипулирования, которое регулярно совершается?

На самом деле действительно сложно. Поскольку человеку традиционного общества абстрактное мышление не вполне свойственно. И это вовсе не означает, что он глуп, что он «ватник» или «быдло». Частота использования грубых эпитетов в последнее время говорит, скорее, о том, что мы плохо понимаем то общество, в котором живем. А общество это, находящееся в состоянии модернизации, обладает одновременно чертами современными и традиционными. Как обладало ими в свое время любое модернизирующееся общество – английское, французское, немецкое…

Человек традиционного общества отнюдь ⁠не глуп, но он мыслит весьма конкретно. Он решает ⁠сегодняшние задачи, поскольку именно это ⁠ему нужно для выживания. А постановка абстрактных проблем не имеет ⁠для него смысла.

Что лучше, выходить ⁠на митинг за ⁠демократию или ходить по высоким кабинетам, выклянчивая какие-то положенные вроде бы по закону льготы? Вопрос этот для человека с мышлением традиционного общества выглядит примерно так же, как вопрос: стоит ли мечтать о ковре-самолете или запрягать савраску в старую телегу? Нам ведь и самим ясно, что демократию в путинской системе завтра не построишь, что демократизация процесс долгий, сложный и чреватый разного рода катаклизмами, возникающими на тернистом пути. Человек с абстрактным мышлением, свойственным современному обществу, понимает, тем не менее, что нужно идти по этому пути ради детей и внуков, ради того, чтобы Россия изменилась в лучшую сторону хотя бы и за пределами нашей жизни. Но для человека с традиционным мышлением такого рода проблемы не существует вообще. Ему требуется конкретный результат – здесь и сейчас. Запряг, поехал, привез дрова.

Почему нам так важно понимать, что подобное мышление – это не глупость, не зомбированность и не интеллектуальная лень? Потому что как только вопрос о трансформации политической системы переходит из стадии абстрактных разговоров в конкретную плоскость, поведение многомиллионной массы с традиционным мышлением быстро меняется. Неоднократно замечали уже, что прочные, казалось бы, авторитарные режимы рушатся за месяц, как только широкие массы начинают видеть конкретную альтернативу. Бесконечные и безнадежные митинги за демократию эти массы не привлекают, но стоит лишь появиться конкретному кандидату, способному оспорить позиции автократа во власти, множество «зомбированных людей» мигом стряхивает лапшу с ушей и переходит на противоположную сторону. Подобный поворот, конечно, не гарантия демократизации (это тема отдельного разговора), но яркая иллюстрация того факта, что миллионы людей вполне способны к принятию рациональных решений в своих интересах, если только видят в этом реальный смысл.


Ты меня уважаешь?


Такого же рода проблема порождает нашу сегодняшнюю изоляцию от развитого мира. Казалось бы, не так уж трудно понять, что экономические провалы России связаны с внешнеполитическими действиями последних лет. Нарушение международных норм порождает санкции. Санкции влекут за собой плохую репутацию. Плохая репутация страны негативно влияет на инвестиции. Отсутствие инвестиций – это отсутствие современных предприятий с высокооплачиваемыми рабочими местами. А если нет рабочих мест, то нет зарплат и налогов, нет поступлений в бюджет, нет средств для пенсий, для поддержки культуры, образования, здравоохранения.

Интеллектуальная цепочка, включающая всего лишь пяток звеньев, позволяет объяснить, почему мы живем значительно хуже, чем хотелось бы. Однако традиционное мышление, склонное к конкретике, не способно строить даже такие простенькие интеллектуальные цепочки абстрактного свойства. Они ему ни к чему. При этом непосредственно на своей работе человек вполне способен приходить к гораздо более сложным умозаключениям, поскольку от них зависит его зарплата. Все, что связано с производством, с продажей товаров, с умением угодить клиенту или начальнику, российское общество освоило в пореформенную эпоху достаточно быстро, хотя еще в начале 1990-х хватало пессимистических прогнозов: мол, русские не смогут адаптироваться к рынку и будут лишь водку хлестать да мечтать о молочных реках с кисельными берегами.

Конкретика во внешнеполитических сферах предполагает «цепочку» из одного лишь звена: Запад не уважает – нам обидно. Не правда ли, очень характерная для традиционного общества картина? Беседа за стаканом на тему «ты меня уважаешь?» может быстро привести к мордобою. Однако из этого не следует, что человек, начистивший сегодня рожу соседу, завтра сочтет его своим врагом. Если люди живут в одной общине и должны совместно решать конкретные задачи по выживанию, то, протрезвев, они, скорее всего, забудут про вчерашние конфликты.

Сегодня ты враг, завтра – друг. Все очень конкретно и ситуативно. Выработать абстрактное понятие «врага» человеку традиционного общества довольно сложно, поскольку это предполагает абстрактные размышления о том, почему некоему человеку нужно всегда строить против тебя козни. В действительности чужак, которого ты не понимаешь, с большой степенью вероятности становится врагом, но как только у тебя с ним появляется общее дело (совместная оборона, торговля, строительство дамбы и т.д.), враг исчезает.

Это, в частности, объясняет, почему европейские страны, веками воевавшие друг с другом, смогли довольно быстро (по историческим меркам) перейти к сотрудничеству в Евросоюзе. Это же объясняет, почему Россия тоже сможет довольно быстро наладить отношения с соседями, когда политические решения перестанут нас искусственно разводить по разным лагерям, а сформируют базу для экономического сотрудничества.


Бог один, святых много


Есть, наконец, еще один важный момент, связанный именно с проблемой несклонности традиционного общества к абстрактному мышлению. Речь идет о популярности Владимира Путина, подпитываемой нашими внешнеполитическими «успехами», несмотря на длительную экономическую стагнацию. Здесь, как ни странно, придется нам обратиться к вопросу о вере в Бога.

В христианстве (католичестве и православии, не в протестантизме), несмотря на монотеизм, распространен, как известно, культ святых. И когда человеку нужно решить конкретный вопрос, он обращается к конкретному святому. В традиционном обществе у города есть свой конкретный покровитель (Св. Марк в Венеции, Св. Иоанн во Флоренции и т.д.). Отдельные святые покровительствуют отдельным видам хозяйственной деятельности. Да и вообще, толковые люди всегда знают, к какой иконе надо поставить свечку, чтоб получить результат. Я не стремлюсь сейчас глубоко проанализировать проблему культа святых, но одной из важнейших особенностей традиционного общества, способствующей распространению такого рода специализации, является несклонность человека к постижению абстрактных сущностей. Религиозные философы могли писать сложные схоластические труды о Боге, но в то же время широкие массы обходились простейшими представлениями о взаимоотношениях со святыми по практическим вопросам, которые надо решать здесь и сейчас.

Владимир Путин у нас сегодня стал кем-то вроде святого, отвечающего за внешнеполитические вопросы. Или, точнее, за наше величие, за наше стремление гордиться собой, за непосредственно связанное с этим чувство душевного комфорта, столь важное для каждого человека. Для хозяйственных вопросов есть премьер-министр. Для военных – министр обороны. Для спортивных – некий господин Мутко. Демократия, как система взаимосвязанных институтов, слишком сложна для понимания человека, не использующего абстрактное мышление.

Именно поэтому демократия в процессе модернизации утверждается гораздо сложнее рынка. В рыночные отношения человек окунается с головой, как в воду, и выживает лишь тогда, когда решает с окружающими его людьми совершенно конкретные вопросы обмена товарами, найма на работу, условий труда. Но осмысленное участие в демократическом процессе означает формирование склонности к абстрактному мышлению. То есть понимание того, почему важно отстаивать свои позиции. Почему это следует делать вне зависимости от того, приведет ли уже завтра к конкретному результату участие в выборах или в мирной акции протеста. Человек модернизированного общества более или менее осознает сложные связи между следованием определенным идеологическим принципам и той политической системой, в которой он живет.

Здесь кроется одно из объяснений того, почему устойчивые демократии формируются лишь через много лет после того, как люди традиционного общества начинают погружаться в рыночные отношения. Усложнение этих отношений требует от человека, желающего добиться успеха, существенного усложнения мышления, то есть постепенного перехода от решения конкретных сиюминутных задач к способности мыслить абстрактно. А поскольку стремление к достижению успеха – это нормальное свойство подавляющего большинства людей любой страны, то рано или поздно, со сменой одного, двух или трех поколений, склонность к абстрактному мышлению начинает пробивать себе дорогу. По такому сценарию шли к демократии западные общества. По такому же сценарию движемся сегодня и мы.




Дмитрий Травин
Научный руководитель Центра исследований модернизации ЕУСПб
24 августа, 12:26



Tags: "Особое мнение", Великий Пу, Остров Кремль
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • #ПораВалить

    Такое малое число IT-специалистов в России будет постепенно уменьшаться: «У живущих в России IT-специалистов высок миграционный…

  • У Росстата «с потолка» подтекает

    Новое руководство и переподчинение госстатистиков Кабмину сделали свое дело — доходы граждан якобы растут как на дрожжах. Эксперты объяснили…

  • На грани кадастрофы

    Бизнесу едва не доначислили сотни миллиардов рублей налога на имущество Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ Как выяснил “Ъ”,…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment