storm100 (storm100) wrote,
storm100
storm100

Categories:

Как уроки патриотизма могут помешать экономическому росту?

Приукрашивание прошлого не дает увидеть проблемы в настоящем.


Школа в Ставропольском крае. Фото: Eduard Korniyenko / Reuters

Трансформация школьной программы по истории в курс по поднятию национального духа, на первый взгляд, может показаться, хоть и чрезмерным, но все же невинным увлечением патриотизмом. Однако, увы, это совершенно не так: цена такой трансформации может быть огромной, даже решающей с точки зрения экономического развития.

Дело в том, что создание мифов о том или ином этапе отечественной истории подсказывает гражданам неверные рецепты для решения сегодняшних проблем. Напротив, реформы и государственная политика, которые могли бы помочь справиться с отставанием, кажутся широкой публике недостаточно интуитивными. В результате даже чиновники разных уровней, отвечающие за реализацию реформ, относятся к ним с безразличием, если не сопротивлением – им, как и населению в целом, кажется, что политики во власти принимают неверные и даже вредные решения. Таким образом, сформированное за счет пропаганды мировоззрение является нефункциональным, непригодным для выполнения задач, связанных с экономическим развитием, и нередко служит его тормозом.

Простая аналогия из повседневной жизни. Легко представить себе человека с недостаточно функциональными взглядами на собственные недостатки. Это может быть ваш коллега, родственник или знакомый, чье образование или воспитание недостаточно для успешной карьеры или личной жизни. Однако вместо того, чтобы признать эти недостатки – последствия не слишком удачно проведенных школьных и университетских лет, коллега предпочитает обвинять в своих сегодняшних неудачах внешние причины: действия окружающих, судьбу, стечение обстоятельств и так далее. Сложив вину на других, человек не задумывается о своих прошлых ошибках – о впустую проведенном времени, упущенных знаниях и плохой компании. Ему кажется, что он все делал правильно и теперь не отстает от своих сверстников. В результате он продолжает терять время, за которое мог бы наверстать упущенное, и совершенно не меняется к лучшему. Личный миф о нормально проведенном прошлом не позволяет ему выработать эффективную реакцию и поменять поведение.

Приблизительно то ⁠же может происходить ⁠с целым государством. Допустим, в течение некоторого исторического периода ⁠одна страна (например, СССР) переживала быстрое технологическое развитие, создавая ⁠собственные автомобили, военные и гражданские самолеты, метрополитен, автобусы, радиоприемники, сложные ⁠объекты архитектуры, инфраструктуры, устройства, аппараты и прочее. Источниками этого технологического развития ⁠часто были заимствования в форме открытой, официальной покупки зарубежных ⁠технологий или технологического шпионажа, а также труда иностранных архитекторов, конструкторов, ученых и инженеров, работавших на правительство этого государства.

Однако последнее, являясь авторитарным и контролируя прессу, из политических мотивов приписывает научные и технологические достижения собственным усилиям в сфере организации науки.

Гражданам этой страны рассказывается, что технологический прогресс стал результатом сочетания народного гения и организаторского таланта правящего политического руководства. На самом деле все было наоборот: собственные ученые подвергались репрессиям, нередко работали в тяжелейших условиях в тюремных исследовательских институтах, были вынуждены согласовывать свои исследования с сотрудниками секретных служб и чиновниками, в результате ухудшая качество научных результатов. Они были практически лишены возможности взаимодействовать с зарубежными коллегами и перенимать их опыт.

Пока еще у всех на слуху борьба с генетикой и кибернетикой, когда из советского научного пространства исчезли целые направления (подробнее можно прочесть
в книге Николая Кременцова «Сталинистская наука»). Но мало кто знает о целом ряде изобретений, которые так и не появились на свет из-за гибели ученых или дефектов организации научной системы. Чего стоит история советского ксерокса, который был заново придуман молодым инженером в 1953 году – он понятия не имел, что в США эта технология уже запатентована, но не реализована. В итоге первый в мире, советский, копировальный аппарат был разбит – чтобы помешать злоумышленникам размножать на нем запрещенные документы.

Допустим, спустя многие десятилетия та же самая страна или ее наследница (например, Россия) сталкивается с проблемой замедления научного развития. Из ее истории следует: ей нужно взаимодействовать с международными кластерами ноу-хау, покупать технологии, приглашать из-за рубежа инженеров, архитекторов, конструкторов, ученых, стараться учиться у носителей знаний, работая в международных лабораториях, конструкторских и архитектурных бюро, постепенно осваивая современные сложнейшие технологии и устройства. Однако если в ней на школьных уроках и в телевизионной документалистике, как и прежде, доминирует политизированная версия истории, жители этой страны имеют совершенную другую интуицию: что научные результаты – следствие народного гения и твердой руки, способной заставить этот гений работать с утра до ночи ради достижения научных результатов. Становясь политиками, чиновниками и избирателями, люди формулируют малопригодные рецепты технологического ускорения на основе пропаганды и мифов, а не фактических исторических данных. Напротив, политика и реформы, учитывающие уроки национального прошлого, а также мировую практику, не находят у них интуитивного отклика и нередко вместо поддержки получают сопротивление. Таким образом, нефункциональное мировоззрение в лучшем случае затрудняет экономическое развитие, а скорее, делает его невозможным.





6 сентября 2017 г. Иван Любимов.

Читайте ещё больше платных статей бесплатно: https://t.me/res_publica

This entry was originally posted at http://personalviewsite.dreamwidth.org/3981848.html. Please comment there using OpenID.


Tags: #ДуховныяСкрипы, «Русский миР», Ё ПРСТ, ПоцреотизьМ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments